Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 78.47 92.28

Независимая антикоррупционная экспертиза как элемент процесса

Независимая антикоррупционная экспертиза как элемент процесса
нормотворчества
Проведение правовой и антикоррупционной экспертизы в комплексе мер,
направленных на обеспечение единства правового пространства, представляет
собой один из необходимых механизмов развития современного правового
пространства. Независимая антикоррупционная экспертиза по своей сути
является практической деятельностью институтов гражданского общества и
граждан, которая состоит в проведении исследования текста нормативного
правового акта или проекта нормативного правового акта в целях выявления в
нем коррупциогенных факторов. Независимые эксперты вправе осуществлять
подготовку заключений на федеральные, региональные и муниципальные акты.
Механизм проведения независимой антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов (проектов), уставов муниципальных образований и
муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных
образований с целью выявления в них норм, способствующих совершению
коррупционных правонарушений определяются Федеральным законом от
17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных
правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об
антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов» и приказом Минюста России от 21.10.2011 №
363 «Об утверждении формы заключения по результатам независимой
антикоррупционной экспертизы».
По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется
заключение, форма которого утверждена приказом Министерства юстиции
Российской Федерации от 21.10.2011 № 363 «Об утверждении формы
заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы». Хотя
данное заключение носит рекомендательный характер, оно подлежит
обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом,
которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По
результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим
независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением
случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения
выявленных коррупциогенных факторов.
Следует отметить, что стать независимым экспертом может физическое и
юридическое лицо, соответствующее установленным требованиям. Так,
заявителями на аккредитацию могут быть граждане Российской Федерации,
имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы по
специальности не менее 5 лет, за исключением:
- граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость;
- граждан, сведения о применении к которым взыскания в виде
увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за
совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц,
уволенных в связи с утратой доверия;
2
- граждан, осуществляющих свою деятельность в органах и организациях,
указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-
ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и
проектов нормативных правовых актов».
Также заявителями могут быть юридические лица, имеющие в своем
штате не менее 3 работников, которые имеют высшее профессиональное
образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, за исключением:
- международных и иностранных организаций;
- некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного
агента.
Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):
1) гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
2) гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде
увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за
совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц,
уволенных в связи с утратой доверия;
3) гражданами, осуществляющими деятельность в органах и
организациях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от
17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных
правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
4) международными и иностранными организациями;
5) иностранными агентами.
Получение предоставляемой Министерством юстиции Российской
Федерации государственной услуги не требует от заявителя личной явки в
Минюст России. На официальном сайте Министерства юстиции Российской
Федерации в сети Интернет: www.minjust.ru и в федеральной государственной
информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных
услуг (функций)» www.gosuslugi.ru. заявителю предоставляется возможность
ознакомиться с перечнем необходимых для аккредитации документов, а также
предоставляется возможность копирования необходимых образцов и форм
заявлений.
Министерством юстиции Российской Федерации утвержден «Перечень
нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих
обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках
аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить
аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации», который размещен на сайте Минюста России в разделе
«Деятельность», подразделе «Направления деятельности». В Саратовской
области по состоянию на 07.04.2025 в государственном реестре независимых
экспертов, получивших аккредитацию, содержатся сведения о 16 физических
лицах и 2 юридических лицах.
811

Оставить сообщение: